Анализ рынка проблемных долгов

Цель исследования
Маркетинговое исследование проводилось в целях оценки объема, динамики, конкуренции и потребительского спроса на российском долговом рынке для дальнейшего использования полученных данных при стратегировании развития бизнеса долговой торговой площадки.
Объект исследования

Объектом исследования являлся рынок продажи проблемных долгов в Российской Федерации (далее также – рынок).

Субъектами исследования являлись:

  • физические лица, имеющие просроченные займы (первичный и вторичный);
  • юридические лица, имеющие просроченные займы (первичный и вторичный);
  • физические лица, имеющие действующие займы (первичный и вторичный);
  • физические и юридические лица, имеющие задолженность за услуги мобильной связи, фиксированной связи, домашнего интернета и ТВ;
  • страховые компании (дебиторская задолженность и регрессные иски);
  • торговые организации и организации сетевого маркетинга (дебиторская задолженность (не факторинг)).
Рынок долгов
Задачи исследования

Проведение исследования рынка в разрезе следующих показателей:

  • Объем рынка факт 2019г.; + факт 1 пол. 2020 г.
  • Прогнозрынка в 2020- 2023гг. – общее количество игроков, экспертная оценка, темпы прироста
  • Распределение рынка во времени (календарный год)
  • Потребность со стороны основных потребителей, основной спрос
  • Основные игроки и их показатели, доля рынка
  • Целевой сегмент клиента – как со стороны продавца, так и со стороны покупателя
  • Количественные данные относительно целевого сегмента
  • Выделение ТОП 30 с каждой стороны в каждом сегменте
  • Каналы сбыта, продвижения, эффективности рекламной активности (при наличии доступной информации)
  • Анализ конкурентов – продукт (под каждый целевой сегмент), норма прибыли, ценность, ценовая политика, возможный тренд, сильные, слабые стороны
  • Прогнозирование сбыта и рекомендации по увеличении доли рынка
  • Правовые тренды рынка, ожидаемые ухудшения, улучшения
  • SWOT-анализ компании и конкурентов.
Структура отчета по результатам исследования

Общий анализ объема и структуры рынка:

  • Определение объема и структуры в 2019 -2020 гг. (в целом по Российской Федерации и по федеральным округам)
  • Анализ динамики изменения объемов и структуры рынка в 2014-2020 гг.
  • Структура рынка в разрезе показателей: общее количество игроков, экспертная оценка, темпы прироста
  • Распределение рынка во времени в разрезе календарного года
  • Прогноз рынка до 2023 года
  • Определение основных трендов и точек роста на рынке.

Анализ объема и структуры рынка в разрезе категорий (в целом по РФ и по федеральным округам):

  • просроченные займы физических лиц (первичные и вторичные);
  • просроченные займы юридических лиц (первичные и вторичные);
  • действующие займы физических лиц (первичные и вторичные);
  • задолженности физических и юридических лиц за услуги мобильной связи, фиксированной связи, домашнего интернета и ТВ;
  • дебиторская задолженность и регрессные иски страховых компаний;
  • дебиторская задолженность (не факторинг) торговых организаций и организаций сетевого маркетинга.

Потребительский анализ рынка:

  • Объем и структура спроса на рынке
  • Сегментация потребителей со стороны продавца и покупателя долгов
  • Портрет основного потребителя в разрезе каждого сегмента
  • Анализ количества ключевых потребителей в разрезе сегментов
  • Определение потребностей основных потребителей услуг долговой торговой площадки в разрезе сегментов
  • Основные каналы взаимодействия с сегментами потребителей

Конкурентный анализ рынка:

а) Общий анализ финансовых показателей конкурентов

б) Анализ основных игроков на рынке (топ 5) в разрезе следующих показателей:

  • финансовые показатели;
  • доля на рынке;
  • основные потребители в разрезе каждого сегмента (топ 30 со стороны продавца и покупателя долгов);
  • объемы сбыта в разрезе топ-30 потребителей;
  • основные каналы сбыта;
  • анализ эффективности рекламной активности (в случае доступности)
  • продуктовый анализ предложения конкурентов (предлагаемый продукт под каждый целевой сегмент + норма прибыли);
  • ценовая политика;
  • оценка динамики роста (падения) на рынке;  
  • сильные, слабые стороны конкурентов.

Прогноз сбыта на рынке:

  • Анализ открытых финансовых показателей Заказчика
  • Определение доли Заказчика на рынке
  • Формирование прогноза сбыта на рынке до 2023 года (в целом по Российской Федерации и по федеральным округам)
  • Формирование рекомендаций по увеличению доли Заказчика на рынке

Оценка административных барьеров:

  • Оценка административных барьеров на рынке (анализ нормативно-правовых актов, писем и решений регуляторов, правоприменительной практики на рынке сбыта проблемных долгов)
  • Оценка тенденций в сфере государственного регулирования на рынке (с учетом практики регулирования и планируемых к введению проектов нормативных актов Минфина России и Центробанка России).

SWOT-анализ текущего состояния компании-Заказчика и основных конкурентов

а) Комплексная оценка внутренних и внешних факторов, наиболее существенных вызовов и наиболее значимых угроз, ограничений развития Заказчика (SWOT-анализ), включая:

  • анализ финансовых показателей, характеризующих развитие Заказчика;
  • комплексный анализ динамики развития Заказчика;
  • факторы роста Заказчика;
  • ключевые проблемы развития Заказчика;
  • анализ конкурентных преимуществ Заказчика по основным сегментам рынка с целью определения наиболее существенных конкурентных преимуществ по основным видам продуктов и услуг;
  • оценка внутренних факторов развития Заказчика, включающая оценку географического, управленческого, инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов, формирующих совокупный потенциал развития Заказчика в среднесрочном периоде;
  • определение перспектив и ограничений реализации конкурентных преимуществ Заказчика по результатам оценки всей совокупности условий развития Заказчика в среднесрочном периоде;

б) Оценка сильных и слабых сторон основных конкурентов на рынке, а также возможностей и угроз для развития бизнеса конкурентов (SWOT-анализ) среднесрочном периоде.

Методология проведения исследования

Методология предусматривала методы и приемы проведения анализа, инструментарий, соответствующие критерии и индикативы для проведения расчетов показателей исследуемых параметров, способы определения количественных показателей, методики оценки исследуемых значений и иные необходимые для проведения комплексного и выборочного анализа составляющие.

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Формирование статистической базы исследования.
  2. Проведение общего анализа статистической базы исследования.
  3. Проведение выборочного анализа статистической базы исследования в разрезе поставленных задач в рамках исследования.

Сбор статистической базы исследования осуществлялся с использованием следующих источников:

  • аналитическая система FIRA (финансовые показатели сегментов конкурентов по видам деятельности конкурентов ОКВЭД 2 (82.91) Деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации);
  • ФНС России – бухгалтерская отчетность предприятий;
  • Закрытая база Росстат России (ЕМИСС)– статистика просроченной задолженности предприятий по обязательствам (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и полученным займам);
  • Центробанк России – показатели долга нефинансового сектора и домашних хозяйств по банковским кредитам и выпущенным долговым ценным бумагам;
  • База данных S&P CAPITAL IQ PLATFORM;
  • База данных Thomson Reuters «DataStream»;
  • Глобальная база данных CEICDATA (российских сегмент);
  • аналитическая система Спарк Интерфакс, Спарк Маркетинг (финансовые показатели предприятий по видам деятельности ОКВЭД 2, анализ их связей);
  • сведения, содержащиеся в справочно-поисковой системе «Консультант+»;
  • информация на сайтах конкурентов и другая аналитическая информация, доступная в сети Интернет.

Заказать исследование: