Маркетинговые исследования
Исследуем рынки с 2017 года

Маркетинговые исследования в Узбекистане

Исследуем рынки с 2017 года

Маркетинговые исследования в Узбекистане

Социально-экономическое положение Узбекистана

Республика Узбекистан – вторая после Казахстана по размеру экономика Центральной Азии, ВВП на душу населения составляет чуть более 1,9 тыс. долларов. На начало 2022 года численность населения составляла более 35 млн человек. Узбекистан занимает 113-е место в мире по величине реального ВВП на душу населения.

По оценкам Всемирного Банка, Узбекистан на протяжении последних лет проводил структурные реформы, направленные на открытие экономики и либерализацию торговли, в связи с этим темпы роста ВВП были высокими и сохранялись на уровне 5,9%. Структурные реформы обеспечили рост инвестиционной активности.

Ожидается, что вплоть до 2026 года ВВП Узбекистана будет расти со среднегодовыми темпами +5,5%, и к концу 2025 года достигнет 85,2 млрд долларов США, тем самым увеличившись за период с 2022 по 2025 годы на 17,5%.

Реальный ВВП Узбекистана и прогноз ВВП до 2026 года

Источник: IMF, World Bank, European Commission, OECD, ADB , Госкомстат Узбекистана

Рис. 1. Реальный ВВП Узбекистана и прогноз ВВП до 2026 года, в млрд долларов США

В структуре ВВП Узбекистана наибольшая доля добавленной стоимости по секторам экономики приходится на услуги (38,6%). Существенная часть ВВП Узбекистана складывается из горнодобывающей промышленности и обрабатывающей промышленности, также связанной с добычей природных ресурсов: Узбекистан занимает 13-е место в мире по добыче природного газа, 9-е место по добыче золота, 7-е место по добыче урана, 20-е место по добыче меди.

За последние 30 лет структура ВВП Узбекистана претерпела серьезные изменения: доля сельского хозяйства снизилась за счет роста доли промышленности и сферы услуг на 7,1 процентных пунктов и составила по итогам 2021 года 26,9%, что в номинальном выражении составляло 18,6 млрд долларов США. Наибольшими долями сельского, лесного и рыбного хозяйства в отраслевой структуре ВРП обладают Джизакская (33,0 %) и Хорезмская (30,8 %) области. Наименьшие доли сельского, лесного и рыбного хозяйства отмечены в Навоийской области (7,5 %) и Республике Каракалпакстан (12,4 %).

Во время пандемии экономика Узбекистана продемонстрировала небольшой рост – в 2020 году ВВП Узбекистана увеличился на 1,6%. Рост ВВП обеспечил рост строительства (+0,1 процентных пунктов в структуре ВВП относительно 2019 года) и рост сферы услуг (+2,6 процентных пунктов в структуре ВВП относительно 2019 года), тогда как сельское хозяйство сократилось на 0,9 процентных пунктов в структуре ВВП относительно 2019 года.

Структура ВВП Узбекистана

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике

Рис. 2. Структура ВВП Узбекистана и доля в нем секторов экономики, в процентах от ВВП

В 2021 году Узбекистан занимал 42-е место в мире по численности населения с показателем 35 млн человек. В глобальном сравнении Узбекистан имеет хороший потенциал к высокой динамике численности населения. Среднегодовое демографическое сальдо за период с 2017 по 2021 годы составляло +1,9%.

По прогнозам ООН, численность населения Узбекистана будет расти ежегодно в среднем на 0,8% вплоть до 2041 года и  достигнет к концу 2040 года 40,6 млн человек, тем самым увеличившись с 2016 года на 15%.

Прогноз численности населения Узбекистана

Источник: ООН

Рис. 3. Прогноз численности населения Узбекистана, в тыс. человек

Узбекистан, наравне с Казахстаном, имеет наибольший инвестиционный потенциал. В отличие от Казахстана, где финансовый рынок более развит и включает в себя экстерриториальный МФЦ и членство в ЕАЭС, факторы роста экономики Узбекистана – недоинвестирирование в предыдущие десятилетия и дешевая рабочая сила.

Внешняя финансовая устойчивость Узбекистана благодаря огромным золотовалютным резервам хорошая, несмотря на внешний долг средних размеров. Внутренняя устойчивость также хорошая, поэтому нет рисков кредитоспособности в обозримом будущем.

Либерализация торговли с 2016-2017 годов постепенно снижает сальдо внешней торговли: темпы роста импорта опережали темпы роста экспорта, а также ухудшали сальдо счета текущих операций. Существенная составляющая счета текущих операций – переводы физических лиц, в основном (на 72%) из России. Приток иностранных инвестиций в страну достаточно волатилен, что свойственно развивающимся экономикам.

Узбекистан экспортирует чёрные и цветные металлы, нефтепродукты и энергоносители, продовольственные товары, импортирует так же чёрные и цветные металлы, химическую продукцию, машины и оборудование.

Основные экспортные партнеры Узбекистана – Россия, Китай, Казахстан, Турция, Киргизия. Основные импортные партнеры – Китай, Россия, Корея, Казахстан, Турция, Германия, США.

Маркетинговые исследования в Узбекистане

Аналитический центр «Центр экономики рынков» проводит маркетинговые исследования в Узбекистане и в Ташкенте.

Аналитики нашего центра имеют обширный опыт проведения международных исследований рынка в различных отраслях экономики, в том числе в странах Европы, Центральной Азии и в Узбекистане.

Наши компетенции

Животноводство и птицеводство

Сфера услуг и торговля

Ветеринарные препараты

ИТ и оборудование

Диагностические средства

Индустрия гостеприимства

Последние исследования в Узбекистане

Последние проекты в Узбекистане

Опишите Вашу задачу и мы пришлем ТЗ на исследование

    Что входит в наши маркетинговые исследования?

    arrow
    01
    Анализ состояния рынка в различных отраслях
    Анализ состояния рынка в различных отраслях

    Оценим объем и динамику рынка в целом по России и в разрезе регионов.
    Выявим наиболее перспективные регионы для развития Вашего бизнеса в нужной отрасли.

    arrow
    02
    Анализ конкурентов
    Анализ конкурентов

    Определим основных игроков на рынке, их долю на рынке и предлагаемые продукты.
    Выявим ключевые конкурентные преимущества лидеров рынка, их политику ценообразования и клиентскую стратегию.

    03
    Исследование целевых потребителей
    Исследование целевых потребителей

    Определим портрет Вашего основного потребителя.
    Выявим сегменты целевых потребителей и точки взаимодействия с ними.

    arrow
    04
    Ценообразование

    Проанализируем цены конкурентов.
    Предложим лучшую ценовую политику для каждого сегмента потребителей.

    arrow
    05
    Прогноз рынка

    Проанализируем глобальные рынки, определим тренды и точки роста.
    Сделаем прогноз рынка на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды с использованием метода Делфи.

    06
    Оценка рисков

    Оценим уровень критичности ключевых рыночных риск-факторов в отношении Вашей компании.
    Определим барьеры входа на рынок и возможности Вашей компании занять долю рынка в заявленной нише.

    О нас в СМИ