Исследуем рынки с 2017 года

Маркетинговые исследования в Таджикистане

Социально-экономическое положение Таджикистана

Таджикистан, расположенный в Центральной Азии, является самой бедной бывшей советской республикой. Страна, не имеющая выхода к морю, граничит с Афганистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Китаем и Пакистаном. Экономика небольшая, но ее тесные исторические связи с Россией и растущие связи с Китаем обеспечивают ей потенциал роста.

Хотя столица Душанбе не была частью исторического Шелкового пути, Таджикистан также получает выгоду от «Экономического пояса Шёлкового пути», в рамках которого Китай создает сухопутные и морские торговые связи, соединяющие Восток и Запад.

Большая часть интереса Китая к Таджикистану связана с его запасами алюминия, добыча которого составляет основной экспорт страны. Однако, несмотря на расширение доступа к прямым иностранным инвестициям, Таджикистан по-прежнему страдает от устойчиво высокого уровня безработицы, особенно среди молодежи. Государственный долг Таджикистана резко вырос в последние годы. Китаю принадлежит около 50% непогашенного долга Таджикистана.

Статистические данные показывают, что валовой внутренний продукт (ВВП) в Таджикистане с 1987 по 2014 годы рос высокими темпами и достиг в 2014 году 9,24 млрд долларов США. В последующие годы наблюдалось падение ВВП страны, выраженного в долларах США, в первую очередь из-за  волатильности национальной валюты. Валовой внутренний продукт (ВВП) обозначает совокупную стоимость всех услуг и товаров, произведенных в стране. ВВП является важным показателем экономического потенциала страны. В 2020 году валовой внутренний продукт Таджикистана составил около 8,13 млрд долларов США. По оценкам МВФ,  в 2021 году ВВП Таджикистана составил 8,47 млрд долларов США. 

Ожидается, что вплоть до 2028 года ВВП Таджикистана будет расти со среднегодовыми темпами +1,5%, и к концу 2027 года достигнет 9,25 млрд долларов США, тем самым увеличившись за период с 2021 по 2027 годы на 9,2%.

Реальный ВВП Таджикистана

Источник: МВФ, Всемирный банк

Рис. 1. Реальный ВВП Таджикистана и прогноз ВВП до 2027 года, в млрд долларов США

По оценкам МВФ в 2021 году общая численность населения Таджикистана составляла примерно 9,7 миллионов человек. Начиная с 2017 года ежегодно численность населения республики увеличивалась на 2%. По оценкам МВФ к концу 2027 года численность населения Таджикистана составит 10,7 млн человек, увеличившись за период с 2017 года  на 20% с показателем CAGR 2017-2027 +1,8%.

Численность населения Таджикистана

Источник: МВФ. С 2022 г. - прогнозное значение

Рис. 2. Численность населения Таджикистана в 2017-2021 годах и прогноз до 2027 года, в млн человек

В расчете на душу населения ВВП Таджикистана составляет всего 877,58 долларов США, при этом, по прогнозу МВФ, к 2027 году показатель ВВП на душу населения в текущих ценах может снизиться. Экономика Таджикистана крайне зависит от экономического положения России и Китая.

Из-за отсутствия возможностей трудоустройства в Таджикистане более миллиона граждан республики работают за границей (примерно 90% в России), поддерживая семьи на родине за счет денежных переводов, которые в 2017 году были эквивалентны почти 35% ВВП. Крупные денежные переводы в Таджикистан от рабочих-мигрантов в России подвергают его валютным потрясениям. Таджикистан часто откладывает девальвацию своей валюты, опасаясь инфляционного давления на продукты питания и другие предметы потребления. Недавнее замедление экономики России и Китая, низкие цены на сырьевые товары и колебания валютных курсов препятствуют экономическому росту. Долларовая стоимость денежных переводов из России в Таджикистан в 2015 году упала почти на 65%, а в 2016 году правительство потратило почти 500 миллионов долларов на спасение по-прежнему проблемного банковского сектора страны.

Таджикистан Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения

Источник: МВФ, Всемирный банк.* прогнозное значение

Рис. 3. Таджикистан: Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в текущих ценах с 2011 по 2027 год

Таджикистан – горная страна, в экономике которой преобладают добыча полезных ископаемых, обработка металлов, сельское хозяйство и зависимость от денежных переводов граждан, работающих за границей. В структуре ВВП Таджикистана наибольшая доля добавленной стоимости по секторам экономики приходится на добывающую промышленность (23,6%).

Минеральные ресурсы включают серебро, золото, уран, сурьму, вольфрам и уголь. Промышленность состоит в основном из небольших устаревших заводов пищевой и легкой промышленности, значительных гидроэнергетических объектов и крупного алюминиевого завода, который в настоящее время работает намного ниже своей мощности. 

Вторую по величине долю в ВВП занимает сельскохозяйственный сектор (22,8% в ВВП страны). Ключевым сельскохозяйственным сектором Таджикистана при этом является производство хлопка-сырца и хлопка-волокна, объемы выработки которых за 2021 год составили 388,8 тыс. тонн и 99,6 тыс. тонн соответственно. Из них более 100 тыс. тонн хлопка ежегодно поставляется на экспорт.

Распределение валового внутреннего продукта (ВВП) в Таджикистане

Источник: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан

Рис. 4. Распределение валового внутреннего продукта (ВВП) в Таджикистане в 4 квартале 2020 года по секторам, в % от ВВП

По данным CIA USA около четверти экспорта Таджикистана приходится на Турцию, еще 22% — на Швейцарию. Таджикистан поддерживает активные экономические связи с ближайшими соседями по СНГ: Узбекистаном и Казахстаном, поставляя в эти страны около 30% стоимостного объема экспорта. Еще 10% таджикского экспорта приходится на Китай.

Таджикистан основные партнеры по экспорту

Источник: CIA USA

Рис. 5. Таджикистан: основные партнеры по экспорту, в % от стоимостного объема экспорта

Поскольку пахотные земли составляют менее 7%, а хлопок является преобладающей культурой, Таджикистан импортирует примерно 70% продуктов питания. Ключевой страной-импортером в Таджикистан является Китай: на долю китайского импорта приходится 40% от стоимости всех импортируемых в республику товаров. На втором месте по объемам импорта находится Россия, на которую приходится 38% от стоимости импорта.

Таджикистан основные партнеры по импорту

Источник: CIA USA

Рис. 6. Таджикистан: основные партнеры по импорту, в % от стоимостного объема экспорта

Маркетинговые исследования в Таджикистане

Аналитический центр «Центр экономики рынков» проводит маркетинговые исследования в Таджикистане и в его областях.

Аналитики нашего центра имеют обширный опыт проведения международных исследований рынка в различных отраслях экономики, в том числе в странах Европы, Центральной Азии и в Таджикистане.

Наши компетенции

Животноводство и птицеводство

Сфера услуг и торговля

Ветеринарные препараты

ИТ и оборудование

Диагностические средства

Индустрия гостеприимства

Последние исследования в Таджикистане

Последние проекты в Таджикистане

Опишите Вашу задачу и мы пришлем ТЗ на исследование

    Что входит в наши маркетинговые исследования?

    arrow
    01
    Анализ состояния рынка в различных отраслях
    Анализ состояния рынка в различных отраслях

    Оценим объем и динамику рынка в целом по России и в разрезе регионов.
    Выявим наиболее перспективные регионы для развития Вашего бизнеса в нужной отрасли.

    arrow
    02
    Анализ конкурентов
    Анализ конкурентов

    Определим основных игроков на рынке, их долю на рынке и предлагаемые продукты.
    Выявим ключевые конкурентные преимущества лидеров рынка, их политику ценообразования и клиентскую стратегию.

    03
    Исследование целевых потребителей
    Исследование целевых потребителей

    Определим портрет Вашего основного потребителя.
    Выявим сегменты целевых потребителей и точки взаимодействия с ними.

    arrow
    04
    Ценообразование

    Проанализируем цены конкурентов.
    Предложим лучшую ценовую политику для каждого сегмента потребителей.

    arrow
    05
    Прогноз рынка

    Проанализируем глобальные рынки, определим тренды и точки роста.
    Сделаем прогноз рынка на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды с использованием метода Делфи.

    06
    Оценка рисков

    Оценим уровень критичности ключевых рыночных риск-факторов в отношении Вашей компании.
    Определим барьеры входа на рынок и возможности Вашей компании занять долю рынка в заявленной нише.

    О нас в СМИ