Россия на фоне глобального рынка облачных сервисов
Рынок облачных сервисов в России вырос по итогам 2019 года на 22-33% (в зависимости от сегмента рынка). В перспективе пяти лет ожидается увеличение объема облачного рынка в 10 раз. Облачные сервисы, предоставляющие доступ к обработке информации, обеспечивающие хранение данных и минимизирующие при этом затраты, выступают одним из ключевых драйверов цифровизации компаний.
Отечественный рынок облаков повторяет общемировые тренды – среди которых, повсеместный переход на облачные технологии, за исключением нескольких локальных особенностей, которые определяют специфику развития отрасли в России.
Многие российские компании добывающей и строительной промышленности еще не начали внедрять новые технологии, такие как интернет вещей и облачные вычисления, и имеют недостаточный уровень цифровизации производства. Например, количество промышленных роботов на одного рабочего в обрабатывающей промышленности в России в 20 раз меньше, чем в Китае.
Второй аспект связан с так называемым цифровым суверенитетом, который стал актуален в связи с вводом санкций против России. Если облачная инфраструктура будет построена на зарубежных решениях, то существуют определенные риски, связанные с безопасностью (отказ западных вендоров от сотрудничества, регулятивные барьеры).
Для обеспечения цифрового суверенитета с 2015 г. федеральным законом №188 и подзаконными актами запрещается приобретение госструктурами иностранного софта, если есть российские аналоги.
Запрет на хранение персональных данных россиян за рубежом (с 1 сентября 2016 года компании должны обеспечивать хранение, а также запись, систематизацию, накопление, уточнение и извлечение, персональных данных граждан РФ с использованием только баз данных, находящихся на территории РФ) дает импульс к развитию российских облачных платформ, предоставлению ресурсоемкого иностранного оборудования по сервисной модели и снижению влияния на российском рынке иностранных провайдеров облачных услуг.
Организации, использующие облачные сервисы: 2017 (в процентах от общего числа организаций предпринимательского сектора)
Одновременно с этим правительство обязалось перенести 90% информационных ресурсов в государственное облако к 2024 году, но прогресс идет медленно: из-за проблем с готовностью баз данных, конфликтов между ведомствами и существующих барьеров в законодательстве о государственных закупках.
В рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» облачные вычисления включены в перечень субтехнологий «сквозных» цифровых технологий (СЦТ) «Большие данные». В рамках нацпроекта до конца 2019 года должен быть разработан комплекс мер по повышению экспортного потенциала услуг по обработке и хранению данных и облачных сервисов. Государством также будут реализованы мероприятия по снятию административных барьеров в данной сфере. Также до конца 2024 года запланирован перевод информационных систем и информационных ресурсов органов власти в единую облачную платформу. Для этих целей будут предоставлены гранты на поддержку 1 350 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области «сквозных» цифровых технологий, куда входят и облачные вычисления.
Если оценивать положение России на глобальном рынке облачных вычислений, в целом уровень использования облачных сервисов (доля предприятий и организаций, использующих облачные сервисы, в общем количестве предприятий и организаций) в России сопоставим с показателями Эстонии и Португалии и выше, чем в ряде стран ОЭСР, включая Германию и Францию