Анализ рынка подержанных автомобилей

В 2021 году общее количество подержанных легковых автомобилей в России составило 44,6 млн шт., при этом за год количество подержанных авто, зарегистрированных россиянами сократилось на 1,9% (с 45,5 млн шт. в 2020 году).

Всего за период наблюдения автопарк подержанных легковых автомобилей в России увеличился на 3,3%. Рынок подержанных авто в стране растет медленнее, чем продажи новых авто: среднегодовой прирост б/у автомобилей за 2017-2021 годы составил +0,8%, тогда как среди продаж новых автомобилей CAGR 2017-2021 составил +1,3%.

Ключевые страны-импортеры автомобилей в Россию и экспортеры автомобилей из России

Источник: Росстат, WTO, расчеты: Центр экономики рынков

Рис. 1. – Ключевые страны-импортеры автомобилей в Россию и экспортеры автомобилей из России

В структуре автомобильного рынка России доля подержанных автомобилей практически не менялась с 2017 года и сохранялась на уровне 96,1-96,9% на протяжении последних пяти лет. Так, например в 2017 году вес б/у авто на российском автомобильном рынке составлял 96,6%, а в 2021 году – 96,5%. В некоторые годы (например, во время пандемии) вес подержанных автомобилей в структуре рынка достигал 96,9%. Предположительно, текущая геополитическая ситуация в мире и ограничения, коснувшиеся поставок новых автомобилей в Россию, в ближайшие годы могут  кардинально изменить ситуацию с долей б/у авто в структуре рынка в сторону более существенного перевеса транспортных средств с пробегом.

Структура автомобильного рынка России в разрезе новых и подержанных легковых автомобилей

Источник: Росстат, WTO, расчеты: Центр экономики рынков

Рис. 2. – Структура автомобильного рынка России в разрезе новых и подержанных легковых автомобилей

Если говорить о структуре всего автомобильного рынка в разрезе марок автомобилей (и новых, и подержанных), то на отечественные марки в стране приходится 34,4% от парка легковых автомобилей, безоговорочным лидером среди которых является LADA. В настоящее время ей принадлежит 29,7% российского парка, т.е. в стране эксплуатируется 13,7 млн машин с фирменной ладьей. На долю других российских марок приходится 4,7% зарегистрированных в ГИБДД РФ легковых автомобилей, что соответствует 2,1 млн машин.

Оставшуюся часть, более 65% парка, занимают иномарки, которых насчитывается 30,4 млн единиц. Лидерство среди иностранных брендов удерживает японский производитель Toyota (4,2 млн шт.), доля которого выросла на 0,1 процентного пункта и составила 9,1% от всего российского парка. Следом расположились два корейских бренда — Hyundai (2,6 млн шт.) и Kia (2,6 млн шт.).

Структура автомобильного рынка России в разрезе марок

Источник: Автостат, WTO, расчеты: Центр экономики рынков

Рис. 3. – Структура автомобильного рынка России в разрезе марок

Средний возраст подержанных автомобилей в России на начало 2022 года составлял 14 лет. Автомобили в России за последние годы заметно «постарели». Так, например в 2019 году средний возраст автомобилей по России составлял 11,4 года.

Самый маленький показатель среднего возраста автопарка легковых транспортных средств зафиксирован на территории Москвы – 10,5 лет. На второй позиции размещается республика Татарстан с показателем 10,7 года. Третью строчку рейтинга занимает Санкт-Петербург. Показатель среднего возраста автопарка легковых авто в СПб составляет 10,9 года.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа (Югра), это значение составляет 11,4 года. Этот АО оказался в ТОП на 4 месте. Пермский край размещается на пятой позиции – 11,8. На территории Московской области этот показатель достигает 11,9, ставя регион на шестую позицию. Седьмое место досталось Самарской обл. Здесь средний возраст «легковушек» достигает 12.0 лет.

Удмуртская республика занимает восьмую строчку рейтинга со значением 12,2. В республике Башкортостан средний возрастной показатель автопарка легковых машин составил 12,3 года. ТОП-10 замыкает Чувашская республика с показателем – 12,4.

В большей части российских субъектов, а именно в 51 регионе, автопарк оказывается старше, в сравнении с общими показателями по Российской Федерации. 

Самые «старые» машины в стране перепродаются в субъектах Дальнего Востока. В этом списке на первом месте значится Камчатский край с показателем 24,5 года. Еврейская автономная область заняла вторую ступень рейтинга – 22,3. На третьем месте размещается Приморский край. Средний показатель возраста легковых транспортных средств в этом регионе составляет 22,1 года. Столь высокий средний возраст во многом объясняется структурой местного автопарка, основу которого образует техника, в течение длительного времени ввозившаяся из соседней Японии.

Закажите полный текст исследования с обновленными данными за текущий период:

    Схожие исследования

    Автомобильный рынок Турции

    Автомобильный рынок Турции

    В последнее десятилетие стабильность турецкого автомобильного рынка была поставлена ​​под угрозу из-за сильных колебаний турецкой лиры, которые изменили удобство...

    Комментарии наших экспертов в СМИ