Автомобильный рынок Турции

Автомобильная промышленность является одним из крупнейших промышленных секторов Турции и центром для нескольких европейских и японских производителей, которые в последние годы активно инвестируют в турецкие производственные мощности для удовлетворения внутреннего спроса и для экспорта автомобилей из Турции в Европу и Северную Африку.

Глядя на тенденции на турецком автомобильном рынке за последние годы легко увидеть, что на рынке периодически возникает кризис. После резкого падения в 2014 году — и восстановления в последующие годы — во второй половине 2017 года продажи новых автомобилей приблизились к новому кризису, и в 2018 году рухнули на 35,1%, за которым последовало падение на 21,2% в 2019 году из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры.

Тем не менее, несмотря на пандемию, в 2020 году продажи новых легковых автомобилей опять выросли на 61,3%. В 2021 году ожидается рост продаж новых автомобилей на 8,3%.

В структуре рынка преобладают продажи подержанных авто (80,1%), общее количество зарегистрированных автомобилей ежегодно прирастает в среднем на 3,9%.

Ключевыми марками автомобилей, представленных на турецком рынке, являются Fiat, Ford и Renault.

Общее количество дилеров на турецком авторынке составляет 675, количество официальных дистрибьюторов международных брендов по данным турецкой Automotive Distributors Association составляет 47 дистрибьюторов.

По данным CEIC и Туркстат количество зарегистрированных автомобилей в 2020 году составило 13 099 тыс. единиц, в ноябре 2021 года этот показатель составил 13 634,2 тыс. автомобилей.

Рынок растет интенсивно: с 2015 года количество зарегистрированных автомобилей в Турции выросло на 28,8%. Среднегодовой темп роста рынка (CAGR2015-2021) составляет +4,3%.

Количество зарегистрированный автомобилей в Турции

Источник: CEIC, Туркстат, расчёты: Центр экономики рынков

Рис. 1. Количество зарегистрированный автомобилей в Турции, тыс. ед.

Доля новых автомобилей (0 лет) в общем количестве всех зарегистрированных в Турции автомобилей  в 2021 году по прогнозу составит 6,1%.

Около половины всех новых автомобилей в Турции впервые регистрируются в районе Стамбула. Это подчеркивает важность этого города в частности и городов Турции в целом для внедрения инновационных автомобильных технологий. Городские районы, как правило, больше всего страдают от негативного воздействия автомобильного транспорта, такого как высокий уровень местных загрязнителей воздуха.

Но города могут принять меры для стимулирования использования транспортных средств с низким уровнем выбросов с помощью таких мер, как улучшение инфраструктуры альтернативных видов топлива и электромобилей или создание зон с низким уровнем выбросов, которые дополняют и поддерживают национальную политику экологически чистого транспорта.

Доля новых и подержанных автомобилей в общем количестве автомобилей в Турции

Источник: CEIC, move2turkey.com, расчёты: Центр экономики рынков

Рис. 2. Доля новых и подержанных автомобилей в общем количестве автомобилей в Турции

Согласно данным Ассоциации автомобильных дистрибьюторов Турции (OSD)*, несмотря на пандемию COVID-19, продажи легковых автомобилей в 2020 году выросли на 61,3% .

В течение первых 8 месяцев 2021 года в Турции было продано 558, 1 тыс. ед. легковых автомобилей, что по прогнозу составит 837,2 тыс. ед. авто по итогам 2021 года.

В денежном выражении, согласно данным WTO, торговый оборот автомобильного рынка Турции в 2020 году составил 17,6 млрд долл. США. За первые 8 месяцев 2021 года объем рынка составил 12,7 млрд долл. США, что по прогнозу по итогам 2021 года составит 19 млрд долл. США.

Стоимостной объем  турецкого автомобильного рынка растет интенсивнее рынка, выраженного в натуральном выражении: за период с 2015 года  рынок вырос на 18% в денежном выражении. Среднегодовой темп роста рынка (CAGR2015-2021) составил +2,8%

Продажи новых автомобилей на турецком рынке

Источник: Tradingeconomics.com, OSD, расчёты: Центр экономики рынков

Рис. 3. Продажи новых автомобилей на турецком рынке, ед.

Продажи новых автомобилей в сегментах A (миникомпакт), B (малолитражный) и C (компактный) с низкими налоговыми ставками за первые 8 месяцев 2021 года составили 85,8% от продаж новых автомобилей в Турции.

На компактные автомобили приходилось 55,5% (309,8 тыс. единиц), а на малолитражки — 29,6% (165,2 тыс. единиц).
При изучении типа двигателя продажи бензиновых автомобилей составили 66,1% (368,9 тыс. единиц).

2020 году лидером продаж новых автомобилей на турецком рынке являлась компания Renault , занимавшая 17,1% рынка*.

За первые 8 месяцев этого года модели Fiat доминировали на рынке автомобилей турецкого производства с 56 614 продажами. За итальянским брендом в этой категории последовали модели Renault  (47 535 продаж), Toyota (32 851 продажа), Ford  (29 420 продаж), Honda (18 085 продаж), Hyundai (17 021 продажа).

За 2021 год импорт легковых автомобилей Volkswagen по прогнозу составит 44 933  модели. Dacia (22 493 продажи), Skoda (21 873 продажи), Peugeot (20 079 продаж), Opel (16 724 продажи), Citroen (15 423 продажи), Kia (13 403 продажи), Mercedes-Benz (12 970 продаж), Nissan (11 252 продажи), BMW (10 894 продажи) и Audi (10 733 продажи) следуют за немецким брендом в этой категории.

Доля продаж автомобилей с дизельным двигателем составила 20,1% (112,2 тыс. единиц), доля продаж гибридных автомобилей — 8,5% (47,4 тыс. единицы), доля автомобилей с автогазом составила 5% (27,9 тыс. единиц), а также было продано 1,7 тыс. электромобилей (0,3%).

Стоимостной объем автомобильного рынка Турции

Источник: WTO, расчёты: Центр экономики рынков

Рис. 4. Стоимостной объем автомобильного рынка Турции, тыс. долл. США

Таб. 1. Структура продаж новых автомобилей в Турции в 2021 году

Марка автомобилей

Кол-во продаж, ед. 2021 г.

Доля на рынке

Турецкое производство

274 549  

49,2%

Fiat

56 614

10,1%

Renault

47 535

8,5%

Toyota

32 851

5,9%

Ford

29 420

5,3%

Honda

18 085

3,2%

Hyundai

17 021

3,0%

Другие марки

  73 023  

13,1%

Импорт

283 596  

50,8%

Volkswagen

44 933

8,1%

Dacia

22 493

4,0%

Skoda

21 873

3,9%

Peugeot

20 079

3,6%

Opel

16 724

3,0%

Citroen

15 423

2,8%

Kia

13 403

2,4%

Mercedes-Benz

12 970

2,3%

Nissan

11 252

2,0%

BMW

10 894

2,0%

Audi

10 733

1,9%

Другие марки

   82 819

14,8%

Последние исследования

структура расходов семей

Рынок бытовой техники

Розничный рынок бытовой техники демонстрирует высокие темпы роста (39,2% за январь-июнь 2019 года относительно аналогичного периода 2018 года). Регионы-лидеры: Московская...