За 2019 год государство и принадлежащие ему госкомпании потратили 26,6 трлн руб. на закупки товаров, работ и услуг, что составляет более 24 % ВВП России.
Несмотря на это, уровень конкуренции (среднее количество участников на одну процедуру определения поставщика) падает третий год подряд, а показатели экономии — ниже, чем в первый год реформы госзаказа.
Если в 2017 году в среднем в госзакупках и закупках госкомпаний участвовало 2,2 участника (2,7 в закупках для государственных и муниципальных нужд, 1,7 — в закупках отдельных видов юридических лиц), в 2018 году этот показатель упал до 1,9 участника на закупку. За 2019 год статистика конкуренции регулятором (Минфин России) не указывается, но по предварительным оценкам она не превысит 1,7 участника на закупку.
Низкая конкуренция объясняется отсутствием доверия бизнеса к госзаказу: недостаточная гибкость и сложность процедур отпугивают поставщиков, на рынке высокий уровень убежденности в предопределенности победителя и бессмысленности участия в конкурентной борьбе на торгах.
Доля несостоявшихся закупок (то есть закупок, в которых принял участие лишь один поставщик или вовсе никто не участвовал) растет. В 2019 году объем несостоявшихся торгов превысил половину от суммы всех закупок (52 %). С учетом прямых заказов, которые госзаказчики осуществляют без проведения конкурентных процедур определения поставщика, неконкурентный сектор в контрактной системе приблизился к отметке 60 %.
К примеру, в 2017 году доля несостоявшихся торгов составляла 38 %, в 2016 году — 28 %.
Отсутствие конкуренции прямым образом сказывается на общей экономии бюджетных средств по результатам проведения торгов. Уровень экономии в 2019 году, по данным Единой информационной системы, в сфере закупок составил всего 5,3 %. В 2016 году государство экономило на закупках до 11 % бюджетных средств.
Многие участники рынка связывают резкое падение экономии в госзакупках с развитием навыка у заказчика определять адекватную начальную цену контракта: заказчики не завышают стартовую цену, поэтому и падение от нее становится не столь существенным. Что отчасти влияет на показатель, но более очевидным является отсутствие конкуренции, которая стимулирует поставщиков снижать цену и улучшать качество закупок.
Еще одна причина — нерентабельность. Для участия в торгах поставщику нужно обеспечить свою заявку, потратить деньги на электронную подпись, плату электронным площадкам, а обеспечение исполнения контракта достигает 30 % от его стоимости. Строгость требований к поставщикам усугубляется отсутствием авансирования по большинству контрактов, а также правом госзаказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Поставщик в случае неугодности заказчику работает в условиях риска потери и контракта, и внесенного обеспечения. А на разбирательства в судах могут уйти годы.