Автомобильный рынок Бразилии

Автомобильный рынок Бразилии развивается со среднегодовыми темпами +1,3% в год и догоняет по количеству новых регистраций авто Индию и Японию, обогнав по данному показателю Россию.

В 2022 году автопарк Бразилии (без учета мотоциклов) оценивался более чем в 46 млн различных транспортных средств. Из них 38,6 млн – пассажирские легковые автомобили, около 6 млн  коммерческие легковые автомобили, чуть более 2 млн грузовых транспортных средств и около 330 тыс. автобусов.

Бразильский автопарк меньше, чем в России (46,3 млн), но больше, чем в Турции (13,6 млн). Автопарк Бразилии увеличился более чем наполовину чуть более чем за десятилетие. В 2022 году на долю пассажирских легковых автомобилей приходилось 82,4% всего автопарка страны.  Стоит отметить, что с 2017 года доля легковых пассажирских автомобилей в структуре бразильского автопарка незначительно сократилась (на 0,6 п.п.), это связано в первую очередь с глобальной урбанизацией и последствиями пандемии COVID-19, негативно повлиявшими на продажи новых авто.

По объемам  ежегодных регистраций легковых автомобилей Бразилия входит в 7-ку стран-лидеров мира.

В 2021 году в Бразилии было зарегистрировано более 2,1 миллиона новых автомобилей, что примерно на три процента больше, чем в 2020 году, когда количество регистраций новых автомобилей значительно сократилось из-за пандемии COVID-19.

Динамика парка легковых автомобилей в Бразилии – высокая. Ежегодно автопарк легковых автомобилей страны (CAGR 2017-2022) прирастает на +1,3%.

Покрытие легковыми автомобилями в Бразилии неравномерное. Географически бразильский автопарк сосредоточен в пяти штатах, на долю которых приходится 64% всех автомобилей страны. Это прежде всего штаты:

  • Сан-Паулу — 29,6% от числа автопарка
  • Минас-Жерайс — 12,9%;
  • Парана — 7,6%;
  • Рио-де-Жанейро — 7,3%;
  • Риу-Гранди-ду-Сул — 6,6%.

Остальные 36% автопарка распределены по 22 штатам Бразилии в диапазоне от 5,5% (в штате Санта-Катарина) до 0,18% (в штате Рорайма).

Таб. 1 — Распределение автопарка по штатам Бразилии

Штат

Доля автопарка

Штат

Доля автопарка

São Paulo

29,58%

Mato Grosso do Sul

1,40%

Minas Gerais

12,91%

Maranhão

1,19%

Paraná

7,59%

Rio Grande do Norte

1,10%

 Rio de Janeiro

7,28%

Paraíba

1,08%

Rio Grande do Sul

6,62%

Amazonas

1,03%

Santa Catarina

5,51%

Piauí

0,83%

Bahia

3,89%

Alagoas

0,81%

Goiás

3,38%

Rondônia

0,73%

Distrito Federal

2,88%

Sergipe

0,68%

Pernambuco

2,83%

Tocantins

0,52%

Ceará

2,24%

Amapá

0,24%

Espírito Santo

1,98%

Acre

0,23%

Mato Grosso

1,73%

Roraima

0,18%

Pará

1,56%

Total

100%

Автопарк Бразилии достаточно возрастной. В 2022 году средний возраст автомобилей составлял 10,6 лет. Это больше, чем в Турции (9,7 лет), но меньше, чем в России (14 лет). За последние шесть лет возраст бразильского автопарка (в части легковых автомобилей) увеличился на 1,1 год. Самое заметное старение автопарка наблюдалось во время пандемии: в 2020 году средний возраст бразильских автомобилей увеличился почти на год.

В структуре бразильского автопарка преобладают автомобили в возрасте от 4 до 10 лет. Да долю таких легковых автомобилей приходится 41% всех легковых автомобилей страны. Еще 38% автопарка страны приходится на автомобили в возрасте от 11 до 20 лет.

По брендам несмотря на растущую в последние годы в Бразилии популярность Fiat, в структуре автомобилей, находящихся в собственности бразильских автовладельцев, по данным глобального опроса Statista, преобладает Chevrolet, на долю которого приходится каждый пятый легковой автомобиль в Бразилии. На втором месте следует Fiat (18%). Тройку лидеров завершает Volkswagen, лидирующий в последние годы по объемам продаж на рынке подержанных автомобилей.

Автомобильный рынок Бразилии является одним из крупнейших в мире не только по размеру автопарка, но и по объемам производства авто.

В 2021 году в Бразилии было произведено более 1,7 млн легковых автомобилей. По объемам производства Бразилия находится на 6-м месте в мире и на 1-м месте в Латинской Америке. По данным бразильской Национальной ассоциации автопроизводителей (ANFAVEA) объемы производства автомобилей в стране по итогам 2021 года были ниже ожидаемых из-за мирового кризиса полупроводников. По оценкам ANFAVEA, объем производства легковых автомобилей в Бразилии в 2022 году должен был увеличиться на 9,4% и составить 1,87 млн ед.

Продажи новых автомобилей в Бразилии в 2022 году составили 1,94 млн единиц. После двухлетнего падения продаж, связанного с пандемией в 2020 году и кризисом полупроводников в 2021 году, в 2022 году объемы продаж новых легковых автомобилей на бразильском рынке практически восстановились до уровня 2019 года. Тем не менее, среднегодовая динамика продаж новых авто (CAGR 2017-2022) пока что держится в отрицательном диапазоне (-1,8%).

В рейтинге самых продаваемых автомобилей Бразилии в 2022 году доминировала Fiat Strada, опережая Hyundai HB20 и Chevrolet Onix, которые быстро растут как в стандартной комплектации, так и в производной «Плюс».

В 2022 году продажи Fiat Strada составили 112 369 автомобилей (+3,0% к 2021 году), что подтверждает сильную репутацию Fiat в этой стране. На втором месте следует Hyundai HB20 с 96 199 продажами (+11,3%), за которым следует модель, доминировавшая в течение многих лет, Chevrolet Onix , поднявшаяся на 2 позиции, с 85 078 продажами (+15,5%). За Chevrolet Onix Plus с 75 163 продажами (+37,4%), следует  Fiat Mobi с 72 704 (+10,4%) и Volkswagen Gol , который поднялся на 2 позиции, с 72 592 проданными единицами в 2022 году (+9,6%). На седьмом месте  Chevrolet Tracker  (поднялся на  7 позиций) с 70 761 продажами (+39,2%), опередив  Volkswagen T-Cross  (поднялся на 3 позиции) с 65 191 (+4,6%), Fiat  Argo  с 63 967 (-24,2%). На 10 — м месте Jeep Compass , опустившийся за 2022 год на 4 поиции, с 63 467 баллами (10,5%).

По оценкам западных аналитиков, в 2023 году рынок новых легковых автомобилей опять испытает падение: объем продаж опустится до 1,82 млн единиц. В последующие 4 года объемы продаж новых легковых автомобилей в Бразилии будут сохраняться на уровне 1,9-1,95 млн единиц в год. Следовательно, будет увеличиваться средний возраст бразильского автопарка и объемы продаж подержанных автомобилей.

Средняя стоимость легкового автомобиля в Бразилии в 2022 году составила 28,63 тыс. долларов США, при этом в сегменте мини-автомобилей стоимость 1 авто составляла 13,75 тыс. долларов США, в сегменте средних автомобилей: 23,51 тыс. долларов США.

Продажи подержанных автомобилей в Бразилии в последнее десятилетие демонстрировали в основном тенденцию к росту, достигнув пика почти в 9,6 млн единиц в 2021 году. Однако годом ранее на рынок сильно повлияла пандемия COVID-19, в 2020 году было сообщено о продажах около 8,1 млн единиц подержанных автомобилей, снижение по сравнению с 2020 годом составило 14,5%. В 2022 году, по нашим оценкам, продажи подержанных автомобилей в Бразилии увеличатся на 0,6% и достигнут 9,64 млн единиц. Ежегодный прирост продаж б/у авто (CAGR 2017-2022) составляет +0,7%.

В структуре автопарка Бразилии доля новых легковых автомобилей в целом ниже, чем в Турции (6%), но больше, чем в России (3,5%). При этом, доля новых автомобилей в структуре бразильского автопарка демонстрирует падение: за последние 6 лет показатель снизился почти на 1 процентный пункт: с 5,9% в 2017 году.

Бразилия является страной, где обеспеченность легковыми автомобилями на душу населения относительно высокая и составляет в среднем около 18 автомобилей на 100 человек. К примеру, в Турции этот показатель составляет 15 автомобилей на 100 человек, в России – 31,2 автомобиля на 100 человек. С 2017 года показатель обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями увеличился на 3%.

В 2021 году в бразильском автомобильном секторе насчитывалось почти 4,9 тысячи автосалонов, из них около 4 тысяч – авторизованные дилеры. Fiat Chrysler Automobiles был ведущим дилерским брендом в стране, на долю которого приходилось почти 17 процентов рынка авторизованных дилерских центров (являющихся членами ANFAVEA). Кроме того, в Бразилии было 27 производителей автомобилей, а также около 486 компаний в сегменте автозапчастей.

Закажите полный текст исследования с обновленными данными за текущий период:

    Схожие исследования

    Рынок автострахования ОАЭ

    Рынок автострахования ОАЭ

    Рынок автострахования ОАЭ очень развитый: уровень проникновения автомобильными страховками в Эмиратах достигает 95%. 70% автостраховок - договоры обязательного страхования...

    Комментарии наших экспертов в СМИ