Автомобильный рынок Бразилии
Автомобильный рынок Бразилии развивается со среднегодовыми темпами +1,3% в год и догоняет по количеству новых регистраций авто Индию и Японию, обогнав по данному показателю Россию.
В 2022 году автопарк Бразилии (без учета мотоциклов) оценивался более чем в 46 млн различных транспортных средств. Из них 38,6 млн – пассажирские легковые автомобили, около 6 млн коммерческие легковые автомобили, чуть более 2 млн грузовых транспортных средств и около 330 тыс. автобусов.
Бразильский автопарк меньше, чем в России (46,3 млн), но больше, чем в Турции (13,6 млн). Автопарк Бразилии увеличился более чем наполовину чуть более чем за десятилетие. В 2022 году на долю пассажирских легковых автомобилей приходилось 82,4% всего автопарка страны. Стоит отметить, что с 2017 года доля легковых пассажирских автомобилей в структуре бразильского автопарка незначительно сократилась (на 0,6 п.п.), это связано в первую очередь с глобальной урбанизацией и последствиями пандемии COVID-19, негативно повлиявшими на продажи новых авто.

Рис. 1. Автопарк Бразилии по типам транспортных средств (без учета мотоциклов), в млн ед.
Источник: Statista, Associação Nacional dos Fabricantes de Veículos Automotores
По объемам ежегодных регистраций легковых автомобилей Бразилия входит в 7-ку стран-лидеров мира.
В 2021 году в Бразилии было зарегистрировано более 2,1 миллиона новых автомобилей, что примерно на три процента больше, чем в 2020 году, когда количество регистраций новых автомобилей значительно сократилось из-за пандемии COVID-19.
Динамика парка легковых автомобилей в Бразилии – высокая. Ежегодно автопарк легковых автомобилей страны (CAGR 2017-2022) прирастает на +1,3%.

Рис. 2. Ежегодные регистрации легковых автомобилей в странах-лидерах мира (2021 г.) и Динамика парка легковых автомобилей в Бразилии, в млн ед.
Источник: Statista, VDA Germany, Relatório da Frota Circulante 2021, page 1
Покрытие легковыми автомобилями в Бразилии неравномерное. Географически бразильский автопарк сосредоточен в пяти штатах, на долю которых приходится 64% всех автомобилей страны. Это прежде всего штаты:
- Сан-Паулу — 29,6% от числа автопарка
- Минас-Жерайс — 12,9%;
- Парана — 7,6%;
- Рио-де-Жанейро — 7,3%;
- Риу-Гранди-ду-Сул — 6,6%.
Остальные 36% автопарка распределены по 22 штатам Бразилии в диапазоне от 5,5% (в штате Санта-Катарина) до 0,18% (в штате Рорайма).
Таб. 1 — Распределение автопарка по штатам Бразилии
Штат | Доля автопарка | Штат | Доля автопарка |
São Paulo | 29,58% | Mato Grosso do Sul | 1,40% |
Minas Gerais | 12,91% | Maranhão | 1,19% |
Paraná | 7,59% | Rio Grande do Norte | 1,10% |
Rio de Janeiro | 7,28% | Paraíba | 1,08% |
Rio Grande do Sul | 6,62% | Amazonas | 1,03% |
Santa Catarina | 5,51% | Piauí | 0,83% |
Bahia | 3,89% | Alagoas | 0,81% |
Goiás | 3,38% | Rondônia | 0,73% |
Distrito Federal | 2,88% | Sergipe | 0,68% |
Pernambuco | 2,83% | Tocantins | 0,52% |
Ceará | 2,24% | Amapá | 0,24% |
Espírito Santo | 1,98% | Acre | 0,23% |
Mato Grosso | 1,73% | Roraima | 0,18% |
Pará | 1,56% | Total | 100% |
Автопарк Бразилии достаточно возрастной. В 2022 году средний возраст автомобилей составлял 10,6 лет. Это больше, чем в Турции (9,7 лет), но меньше, чем в России (14 лет). За последние шесть лет возраст бразильского автопарка (в части легковых автомобилей) увеличился на 1,1 год. Самое заметное старение автопарка наблюдалось во время пандемии: в 2020 году средний возраст бразильских автомобилей увеличился почти на год.
В структуре бразильского автопарка преобладают автомобили в возрасте от 4 до 10 лет. Да долю таких легковых автомобилей приходится 41% всех легковых автомобилей страны. Еще 38% автопарка страны приходится на автомобили в возрасте от 11 до 20 лет.

Рис. 3. Автопарк Бразилии по типам транспортных средств (без учета мотоциклов), в млн ед.
Источник: Statista, Associação Nacional dos Fabricantes de Veículos Automotores
По брендам несмотря на растущую в последние годы в Бразилии популярность Fiat, в структуре автомобилей, находящихся в собственности бразильских автовладельцев, по данным глобального опроса Statista, преобладает Chevrolet, на долю которого приходится каждый пятый легковой автомобиль в Бразилии. На втором месте следует Fiat (18%). Тройку лидеров завершает Volkswagen, лидирующий в последние годы по объемам продаж на рынке подержанных автомобилей.
Автомобильный рынок Бразилии является одним из крупнейших в мире не только по размеру автопарка, но и по объемам производства авто.
В 2021 году в Бразилии было произведено более 1,7 млн легковых автомобилей. По объемам производства Бразилия находится на 6-м месте в мире и на 1-м месте в Латинской Америке. По данным бразильской Национальной ассоциации автопроизводителей (ANFAVEA) объемы производства автомобилей в стране по итогам 2021 года были ниже ожидаемых из-за мирового кризиса полупроводников. По оценкам ANFAVEA, объем производства легковых автомобилей в Бразилии в 2022 году должен был увеличиться на 9,4% и составить 1,87 млн ед.

Рис. 5. Страны-лидеры по объемам производства легковых автомобилей и Объем производства автомобилей в Бразилии, в млн ед.
Источник: Statista, OICA, ANFAVEA
Продажи новых автомобилей в Бразилии в 2022 году составили 1,94 млн единиц. После двухлетнего падения продаж, связанного с пандемией в 2020 году и кризисом полупроводников в 2021 году, в 2022 году объемы продаж новых легковых автомобилей на бразильском рынке практически восстановились до уровня 2019 года. Тем не менее, среднегодовая динамика продаж новых авто (CAGR 2017-2022) пока что держится в отрицательном диапазоне (-1,8%).

Рис. 6. Продажи новых автомобилей в Бразилии, в млн ед.
Источник: Statista
В рейтинге самых продаваемых автомобилей Бразилии в 2022 году доминировала Fiat Strada, опережая Hyundai HB20 и Chevrolet Onix, которые быстро растут как в стандартной комплектации, так и в производной «Плюс».
В 2022 году продажи Fiat Strada составили 112 369 автомобилей (+3,0% к 2021 году), что подтверждает сильную репутацию Fiat в этой стране. На втором месте следует Hyundai HB20 с 96 199 продажами (+11,3%), за которым следует модель, доминировавшая в течение многих лет, Chevrolet Onix , поднявшаяся на 2 позиции, с 85 078 продажами (+15,5%). За Chevrolet Onix Plus с 75 163 продажами (+37,4%), следует Fiat Mobi с 72 704 (+10,4%) и Volkswagen Gol , который поднялся на 2 позиции, с 72 592 проданными единицами в 2022 году (+9,6%). На седьмом месте Chevrolet Tracker (поднялся на 7 позиций) с 70 761 продажами (+39,2%), опередив Volkswagen T-Cross (поднялся на 3 позиции) с 65 191 (+4,6%), Fiat Argo с 63 967 (-24,2%). На 10 — м месте Jeep Compass , опустившийся за 2022 год на 4 поиции, с 63 467 баллами (10,5%).

Рис. 7. Топ-10 лидеров продаж легковых автомобилей по моделям в 2022 г., тыс ед.
Источник: focus2move.com
По оценкам западных аналитиков, в 2023 году рынок новых легковых автомобилей опять испытает падение: объем продаж опустится до 1,82 млн единиц. В последующие 4 года объемы продаж новых легковых автомобилей в Бразилии будут сохраняться на уровне 1,9-1,95 млн единиц в год. Следовательно, будет увеличиваться средний возраст бразильского автопарка и объемы продаж подержанных автомобилей.
Средняя стоимость легкового автомобиля в Бразилии в 2022 году составила 28,63 тыс. долларов США, при этом в сегменте мини-автомобилей стоимость 1 авто составляла 13,75 тыс. долларов США, в сегменте средних автомобилей: 23,51 тыс. долларов США.
Продажи подержанных автомобилей в Бразилии в последнее десятилетие демонстрировали в основном тенденцию к росту, достигнув пика почти в 9,6 млн единиц в 2021 году. Однако годом ранее на рынок сильно повлияла пандемия COVID-19, в 2020 году было сообщено о продажах около 8,1 млн единиц подержанных автомобилей, снижение по сравнению с 2020 годом составило 14,5%. В 2022 году, по нашим оценкам, продажи подержанных автомобилей в Бразилии увеличатся на 0,6% и достигнут 9,64 млн единиц. Ежегодный прирост продаж б/у авто (CAGR 2017-2022) составляет +0,7%.
В структуре автопарка Бразилии доля новых легковых автомобилей в целом ниже, чем в Турции (6%), но больше, чем в России (3,5%). При этом, доля новых автомобилей в структуре бразильского автопарка демонстрирует падение: за последние 6 лет показатель снизился почти на 1 процентный пункт: с 5,9% в 2017 году.
Бразилия является страной, где обеспеченность легковыми автомобилями на душу населения относительно высокая и составляет в среднем около 18 автомобилей на 100 человек. К примеру, в Турции этот показатель составляет 15 автомобилей на 100 человек, в России – 31,2 автомобиля на 100 человек. С 2017 года показатель обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями увеличился на 3%.
В 2021 году в бразильском автомобильном секторе насчитывалось почти 4,9 тысячи автосалонов, из них около 4 тысяч – авторизованные дилеры. Fiat Chrysler Automobiles был ведущим дилерским брендом в стране, на долю которого приходилось почти 17 процентов рынка авторизованных дилерских центров (являющихся членами ANFAVEA). Кроме того, в Бразилии было 27 производителей автомобилей, а также около 486 компаний в сегменте автозапчастей.