СМИ

Российская газета: Минпромторг обсудил рост цен на бумагу

В прошлом году рост рынка картона обеспечил повышенный спрос на продукты питания, товары первой необходимости и развитие интернет-торговли из-за изменения структуры и модели потребления на фоне пандемии, а по итогам этого года прогнозируются опережающие темпы роста спроса на всех региональных рынках, особенно в Центральном федеральном округе, где рост объемов потребления превысит 30% в стоимостном выражении и 11% в натуральном выражении, указывает Центр экономики рынков.

На этом фоне, например, нижегородский ЦБК “Волга” занимается перепрофилированием законсервированной уже шесть лет бумагоделательной машины, которая ранее выпускала газетную бумагу. После модернизации она выдаст 140 тысяч тонн картона в год. На эти цели ЦБК смог получить льготный заем, назвав целевой аудиторией производителей гофроупаковки.

Наряду с другими планами по модернизации выпуск бумаги к 2024 году на ЦБК “Волга” вырастет на 42%, что должно как минимум сохранить работу персоналу и как максимум – увеличить отчисления в региональный бюджет.

Отказ от выпуска газетной бумаги очевиден: пандемия обвалила и без того упавшие тиражи печатных СМИ (по оценкам минцифры, в 2020 году они сократились на 30-60% в зависимости от региона). Среднее падение рекламных доходов в печатных газетах и журналах за первую половину 2020 года составило 44%, объемы прямой рекламы упали на 55-65%. В результате до минимума были сокращены редакционные штаты, а число зарегистрированных в РФ изданий с 2009 года сократилось на 42%, следует из данных Роскомнадзора.

Аналогичная ситуация и в сегменте книгоиздания. Число выпущенных издательствами названий книг и брошюр в 2020 году сократилось по сравнению с 2019 годом на 13,3%, совокупный тираж снизился почти на 20%. Отечественное книгоиздание, по сути, откатилось на уровень 2005-2006 годов, а 40 типографий объявили о полной остановке производства.

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, минцифры призывает видеть в изменении рыночной конфигурации не угрозы, а возможности для развития индустрии и ее партнеров – полиграфистов, распространителей и рекламодателей. Одно из основных направлений, которому следует уделять особое внимание, – подписка и продажа цифровых версий изданий. Необходимо приучать читателя к тому, что за качественный контент нужно платить.

В Европе спрос на полиграфическую бумагу вырос в этом году почти на треть, цены следом поднимались на 70%. Наибольшие проблемы до сих пор испытывают небольшие издательские дома, не обладающие достаточным оборотом для крупных типографских заказов. Они, в отличие от крупных издателей, не могут снизить отпускную цену без субсидий, поэтому чаще всего речь идет о сокращении тиража книг или вовсе его отмене.

Некоторым издательствам в Европе удалось сформировать запас бумаги, поэтому дефицит для них “отодвинулся” на несколько месяцев, однако, например, в Италии подорожание все равно грянет в ноябре – на 6-12% в зависимости от типа бумаги. Дополнительным катализатором стали подорожавшие газ и электроэнергия. Кроме того, рост цен на алюминий в два раза за последние полтора года поднял стоимость офсетных пластин для печати.

Высокий спрос на картонную упаковку в США на фоне бума электронной коммерции и вовсе обвалил мощности по производству бумаги на 20%, в итоге часть комбинатов перепрофилировалась под выпуск картона, часть – остановила работу. Кроме того, сократился импорт бумаги почти на 10% из-за проблем с логистикой, которые еще и подняли стоимость фрахта.

В Миннесоте типографии жаловались на рост стоимости бумаги на 16%. Справиться с кризисом ранее 2023 года там не рассчитывают. Дело в том, что даже при наличии необходимого капитала достать бумагу слишком трудно. Дефицит ударил в основном по розничным сетям, и многие компании уже в сентябре предупредили клиентов, что не смогут доставить к Рождеству около 100 млн каталогов. Примечательно, что, например, в Колорадо наблюдается повышенный спрос на каталоги на фоне перегрузки читателей валом цифровой информации за период пандемии.

Многие издатели рассчитывают на китайский импорт, однако и там наблюдается тренд на перепрофилирование. Например, один из крупнейших производителей газетной бумаги в Китае, который выпускает в год около 1,5 млн тонн продукции, решил частично перевести выпуск на другие сорта для полиграфии, оставив в приоритете внутренний рынок. Финский концерн UPM, обеспечивающий бумагой периодические издания, по итогам первой половины года заявлял о росте издержек на фоне высокого спроса, и решение проблемы оказалось довольно простым – повышение цен. Кроме того, концерн решил продать свой завод по производству газетной бумаги в Великобритании и на 6% сократить персонал.

Источник: Российская газета