СМИ

Журнал “Российский продовольственный рынок”: российский рынок картонной упаковки

С четвертого квартала 2020 года специалисты в России обращают внимание на рост цен на картон и картонную упаковку. Что же происходит на нашем рынке? Что обусловило рост цен?

Мировой рынок в первую очередь отреагировал на поведение китайских производителей продукции. Так, в I квартале 2021 г. в этой стране отмечался почти 30%-ный рост цен на целлюлозу с учетом транспортировки, а цена на макулатуру выросла почти в 1,5 раза. При этом в январе 2021 года был введен мораторий на импорт макулатуры в Китае. Также на рост цен в этой стране повлияла начавшаяся программа замены упаковки из пластика бумажной. Помимо этого рост цен на мировом рынке связан с форс-мажорными ситуациями у производителей и частыми остановками производств из-за пандемии. Следствием этого стали так называемые «панические» закупки картона впрок. Отрицательное влияние также оказали мировой дефицит контейнеров и повышение фрахтовых ставок.

Важно отметить, что при этом спрос на упаковочную бумагу и картон не падал даже в новогодние дни 2021 года, и это полностью объясняется ростом популярности покупок онлайн и доставки во время пандемии. Так, за январь-февраль 2021 года российский рынок интернет-торговли вырос на 44%, до 431,3 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Популярность интернет-магазинов выросла на фоне пандемии в 2020 году, когда, находясь в режиме полной или частичной изоляции, потребители стали делать покупки онлайн. В целом можно говорить об укреплении российского рынка онлайн-торговли, а также о сотрудничестве с крупными международными маркетплейсами, например AliExpress, Wildberries. Важную роль при этом имеет готовность россиян пользоваться услугами электронной коммерции.

Игроки рынка опасаются, что взлет стоимости картонной упаковки может негативно сказаться на ценовой политике многих производителей пищевой продукции, использующих картон для упаковки, сюда относится, например, молочная продукция. А по данным Национальной мясной ассоциации, за два последних месяца 2020 года цены на картонную упаковку выросли на 20%, а за первый квартал 2021 года цены могли подняться на 30–40%. По информации из того же источника, производители упаковки увеличивают цены, несмотря на заключенные долгосрочные контракты. При этом объем производства как картона из целлюлозы, так и картона из макулатуры в 2020 году был выше показателя 2019 года. 

В текущем году в Минпромторге обсуждается вопрос о возможности снижения импортной пошлины на макулатуру с 5 до 0%. Эта мера поможет восполнить недостаток сырья для производства тарных картонов. Сейчас на рынке наблюдается рост сроков производства и поставки упаковки, например вместо недели поставщики могут изготавливать заказ до 2 недель. Интересно отметить, что конкурент тарного картона – пластик для упаковки тоже дорожает на 10–15% в месяц с конца 2020 года. Более 400 организаций, представителей рынка пищевой продукции, обратились к Федеральной антимонопольной службе с просьбой проверить обоснованность роста стоимости упаковки из-за угрозы роста потребительских цен на продукты питания.

Таким образом, российский рынок картонной упаковки имеет устойчивую тенденцию к росту, поскольку спрос на картонную и, в частности, гофротару постоянно увеличивается. По официальной статистике видимого потребления упаковки из картона и гофрокартона, наибольшие объемы отгружаемой продукции по итогам 2020 года в натуральном выражении зафиксированы в Северо-Западном федеральном округе (48,7%) и Приволжском федеральном округе (25,1%). Доля Центрального федерального округа составила 15,4% потребления. В 2020 году основное потребление картонной упаковки было сфокусировано на предприятиях пищевой промышленности. Это связано с активным развитием сферы электронной коммерции, расширением увеличения спроса на упаковку для транспортировки товаров.
Оценочно спрос на тарные картоны будет расти не менее чем на 5% в год. В 2021 г. прогнозируются опережающие темпы роста спроса на всех региональных рынках, особенно в Центральном федеральном округе.
В статье использовались данные следующих источников: © Федеральная служба государственной статистики, © АО «Коммерсантъ», © Сетевое издание «Московские новости», © АО «Газета.Ру», © ФГБУ «Редакция «Российской газеты», Центр экономики рынков.
 

Источник: Журнал “Российский продовольственный рынок”