Маркетинговое исследование

Импортозависимость на рынке масла

Объемы производства сливочного масла в России за последние 5 лет росли с ежегодными темпами +5,7%. Совокупный объем производства сливочного масла с 2019 года вырос на четверть.

В 2024 году мы наблюдаем отрицательную динамику объемов производства сливочного масла в сравнении с аналогичным периодом 2023 года: так за январь-сентябрь 20234 г. объем производства упал на 1,7% и составил 248,5 тыс. тонн против 252,9 тыс. тон за 3 квартала 2023 года. Снижение объемов производства сливочного масла составило 4,3 тыс. тонн – то есть, оно незначительное.

Стоит отметить, что в 2022-2023 годах мы наблюдаем увеличение экспорта сливочного масла из России в другие страны (в первую очередь, в Казахстан), но в целом объем экспортируемого масла невысок: всего полпроцента от объемов производства, и на предложение на российском рынке сливочного масла существенно не влияет.

Чего не скажешь про импорт, который за последние два года существенно упал. Согласно данным WTO и имеющимся у нас данным по торговле с Беларусью, объемы импорта сливочного масла в Россию из других стран существенно упали (на 57%): с 105 тыс. тонн в 2019 году до 45,2 тыс. тонн в 2023 году. При этом, снижаются поставки сливочного масла и из Беларуси – традиционного поставщика продукта в Россию (на 41% с 2019 года). Белоруссия, как и другие государства, входящие в ЕАЭС, экспортирует в Россию товары без таможенных пошлин.

Импортозависимость на рынке сливочного масла заметная: согласно данным WTO и Росстат доля, импорта в структуре импорта и производства составляет 12%, при этом в 2019 году этот показатель равнялся 28%.

Таким образом, снижение объемов предложения сливочного масла в первую очередь связано с падением импорта данного продукта, в том числе и из Беларуси.

Среди стран-поставщиков сливочного масла, не входящих в ЕАЭС, лидерами являются Уругвай и Аргентина, которые в 2023 году в сравнении с 2019 годом снизили объемы поставок продукта в нашу страну практически в два раза: на 79% и 87% соответственно.

При этом, цена уругвайского масла в 2023 году была сопоставима со стоимостью российского и белорусского, а аргентинского – даже ниже. То есть, однозначно, стимулирование импорта сливочного масла из данных стран посредством снижения таможенной нагрузки окажет положительное влияние на российский рынок сливочного масла.

Закажите расширенное исследование

    Схожие проекты

    Комментарии наших экспертов в СМИ