Готовые блюда – это категория пищевых продуктов, которые полностью или частично подготовлены к употреблению и требуют минимальной обработки перед подачей на стол. Они могут включать в себя различные типы продуктов, такие как супы, салаты, гарниры, мясные и рыбные блюда, десерты и многое другое. Готовые блюда играют важную роль в современном обществе, предоставляя людям возможность быстро и удобно питаться.
В последние годы рынок готовых блюд в России, несмотря на прогнозы, находится в зоне понижающего тренда, что обусловлено как снижением покупательной способности населения страны, так и экономической неопределенностью и высоким уровнем продуктовой инфляции. Несмотря на это, рынок готовых блюд продолжает пользоваться спросом из-за его удобства и экономии времени – в особенности в крупных городах-миллионниках.
За последние 6 лет физический объем потребления готовых блюд снизился на 9,8%, а среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила -2%. В тоже время, в 2024 году рынок продемонстрировал незначительное увеличение своих физических объемов: на 0,7% относительно 2023 года.

Рис.1 - Объем рынка готовых блюд (потребление), в млрд кг
Источник: Statista
Динамика потребления готовых блюд относительно предыдущего года была отрицательной практически весь период наблюдения, кроме последних двух лет. Самое ощутимое падение объемов потребления готовых блюд в России наблюдалось в 2020 году (-5,9%).

Рис, 2 – Динамика потребления готовых блюд (Y/Y), в %
Источник: Statista
В расчете на душу населения страны потребление готовых блюд за последние шесть лет снизилось на 8,6% с 11,2 кг/чел. в 2019 году до 10,2 в 2024 году. Среднегодовое снижение подушевого потребления готовых блюд в России (CAGR 2019-2024) составило -1,8%.

Рис. 3 – Объем потребления готовых блюд на душу населения, в кг/чел.
Источник: Росстат
В 2024 году стоимостной объем рынка готовых блюд составлял 955 млрд. руб. С 2019 года стоимостной объем рынка готовых блюд увеличился на 106,8%, а среднегодовая динамика показателя (CAGR 2019-2024) составила +15,6%.

Рис.4 - Объем рынка готовых блюд (потребление), в млрд рублей
Источник: Росстат
Несмотря на снижение физических объемов потребления готовых блюд, производство продукции растет опережающими темпами: то есть снижение производит в первую очередь за счет сокращения импорта. Согласно данным Росстата, объемы отечественного производства готовых блюд в России с 2019 года ежегодно увеличиваются на 25,2%. За последние пять лет объемы производства продукции выросли в 2,5 раза: со 124,5 тыс. тонн в 2019 году до 305,64 тыс. тонн в 2023 году.

Рис. 5 – Объем производства готовых блюд, в тыс. тонн
Источник: Росстат
Всего за период наблюдения цены на готовые блюда увеличились в 2,3 раза: со 282,6 рублей за килограмм в 2019 году. Среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила 18%.

Рис. 6 – Средние цены на готовые блюда, в руб./кг
Источник: Statista
Канал интернет-продаж готовых блюд в России является наиболее стабильно растущим, несмотря на некоторые особенности и вызовы, связанные с географическими размерами страны, инфраструктурой и культурными предпочтениями населения.
Больше всего на долю интернет-продаж готовых блюд приходилось во время пандемии – 1,2% оборота ритейлеров в 2020 году и 1,3% в 2021 году. После пандемии вес онлайн продаж в стоимостном объеме выручки ритейлеров снизился до 0,8% в 2024 году, что выше показателя 2019 года всего на 0,1 п.п.

Рис. 7 – Доля каналов продаж готовых блюд, в % от оборота.
Источник: Statista
Новости
О нас в СМИ
Закажите расширенное исследование
Схожие проекты
Российский рынок средств пищевой диагностики переживает значительные изменения. После устойчивого роста в 2018–2022 гг. рынок столкнулся с сокращением из-за...
Российский рынок средств пищевой диагностики переживает значительные изменения. После устойчивого роста в 2018–2022 гг. рынок столкнулся с сокращением из-за...
Рынок снеков, который также называют рынком закусок, является одним из наиболее динамично развивающихся направлений пищевой промышленности.
Комментарии наших экспертов в СМИ
В агрохолдинге приводят данные Центра экономики рынков, из которых следует, что подушевое потребление сыров в России демонстрирует тенденцию к...
По данным исследования «Центра экономики рынков», хотя за последние шесть лет предложение в гостиничном секторе выросло на 19,1%, оно...
Аналитик Центра экономики рынков Руслан Сабиров комментирует Сберу, что среднестатистические индийские потребители проявляют готовность покупать подержанный автомобиль каждые 4—5...