Маркетинговое исследование

Рынок готовых блюд в России в 2024 году

Готовые блюда – это категория пищевых продуктов, которые полностью или частично подготовлены к употреблению и требуют минимальной обработки перед подачей на стол. Они могут включать в себя различные типы продуктов, такие как супы, салаты, гарниры, мясные и рыбные блюда, десерты и многое другое. Готовые блюда играют важную роль в современном обществе, предоставляя людям возможность быстро и удобно питаться.
В последние годы рынок готовых блюд в России, несмотря на прогнозы, находится в зоне понижающего тренда, что обусловлено как снижением покупательной способности населения страны, так и экономической неопределенностью и высоким уровнем продуктовой инфляции. Несмотря на это, рынок готовых блюд продолжает пользоваться спросом из-за его удобства и экономии времени – в особенности в крупных городах-миллионниках.
За последние 6 лет физический объем потребления готовых блюд снизился на 9,8%, а среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила -2%. В тоже время, в 2024 году рынок продемонстрировал незначительное увеличение своих физических объемов: на 0,7% относительно 2023 года.

Динамика потребления готовых блюд относительно предыдущего года была отрицательной практически весь период наблюдения, кроме последних двух лет. Самое ощутимое падение объемов потребления готовых блюд в России наблюдалось в 2020 году (-5,9%).

В расчете на душу населения страны потребление готовых блюд за последние шесть лет снизилось на 8,6% с 11,2 кг/чел. в 2019 году до 10,2 в 2024 году. Среднегодовое снижение подушевого потребления готовых блюд в России (CAGR 2019-2024) составило -1,8%.

В 2024 году стоимостной объем рынка готовых блюд составлял 955 млрд. руб. С 2019 года стоимостной объем рынка готовых блюд увеличился на 106,8%, а среднегодовая динамика показателя (CAGR 2019-2024) составила +15,6%.

Несмотря на снижение физических объемов потребления готовых блюд, производство продукции растет опережающими темпами: то есть снижение производит в первую очередь за счет сокращения импорта. Согласно данным Росстата, объемы отечественного производства готовых блюд в России с 2019 года ежегодно увеличиваются на 25,2%. За последние пять лет объемы производства продукции выросли в 2,5 раза: со 124,5 тыс. тонн в 2019 году до 305,64 тыс. тонн в 2023 году.

Всего за период наблюдения цены на готовые блюда увеличились в 2,3 раза: со 282,6 рублей за килограмм в 2019 году. Среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила 18%.

Канал интернет-продаж готовых блюд в России является наиболее стабильно растущим, несмотря на некоторые особенности и вызовы, связанные с географическими размерами страны, инфраструктурой и культурными предпочтениями населения.

Больше всего на долю интернет-продаж готовых блюд приходилось во время пандемии – 1,2% оборота ритейлеров в 2020 году и 1,3% в 2021 году. После пандемии вес онлайн продаж в стоимостном объеме выручки ритейлеров снизился до 0,8% в 2024 году, что выше показателя 2019 года всего на 0,1 п.п.

Закажите расширенное исследование

    Схожие проекты

    Комментарии наших экспертов в СМИ