Маркетинговое исследование

Рынок продуктов питания в России в 2024 году

Рынок продуктов питания в России переживает сдержанный рост из-за различных факторов, таких как изменение предпочтений потребителей, экономические условия и государственная политика. Рынок делится на такие сегменты, как: молочные продукты, мясо, фрукты и полуфабрикаты, каждый из которых сталкивается со специфическими для своей отрасли проблемами и возможностями. Растущий спрос на здоровое питание и удобство онлайн-покупок стимулируют рост рынка. Однако такие факторы, как рост затрат и сбои в цепочке поставок, связанные с санкционными ограничениями, влияют на общие темпы динамики рынка.

За последние 6 лет физический объем потребления продуктов питания снизился на 13,5%, а среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила -2,9%.

Динамика потребления продуктов питания относительно предыдущего года была отрицательной практически весь период наблюдения, кроме последних двух лет. Самое ощутимое падение объемов потребления продуктов питания в России наблюдалось в 2020 году (-6,4%) и в 2024 году (-6,3%).

В расчете на душу населения страны потребление продуктов питания за последние шесть лет снизилось на 12,4%% с 447,6 кг/чел. в 2019 году до 391 в 2024 году. Среднегодовое снижение подушевого потребления продуктов питания в России (CAGR 2019-2024) составило -2,6%.

Показатели физического объема потребления продуктов питания в России за 6 лет больше всего снизились в таких сегментах, как корм для домашних животных (-28%), хлеб и зерновые продукты (-27,7%), масла и жиры (-22,6%). Потребление детского питания выросло на 32,4%.

Таблица 1 – Показатели потребления продуктов питания в России – физический объем

Показатели потребления продуктов питания в России

В России наблюдается заметный рост спроса на местные и органические продукты питания, что обусловлено растущим пониманием преимуществ устойчивого и здорового питания. Эта тенденция особенно заметна среди молодого поколения, которое больше заботится о своем здоровье и окружающей среде. Отчасти именно поэтому наибольший объем потребления в 2024 году приходился на овощи (28,5% в структуре потребления продуктов питания, выраженного в килограммах), а доля потребления овощей в структуре потребления продуктов питания в 2024 году увеличилась на 1,6 п.п в сравнении с 2019 годом (26,9%).

В 2024 году стоимостной объем рынка продуктов питания составлял 27,3 трлн. руб. С 2019 года стоимостной объем рынка продуктов питания увеличился на 94,1%, а среднегодовая динамика показателя (CAGR 2019-2024) составила +14,2%.

Всего за период наблюдения цены на продукты питания увеличились в 2,2 раза: со 186,2 рублей за килограмм в 2019 году. Среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила 17,6%.

Канал интернет-продаж продуктов питания в России является наиболее стабильно растущим, несмотря на некоторые особенности и вызовы, связанные с географическими размерами страны, инфраструктурой и культурными предпочтениями населения.

Больше всего на долю интернет-продаж продуктов питания приходилось во время пандемии – 1,9% оборота ритейлеров в 2020 году и 2,1% в 2021 году. После пандемии вес онлайн продаж в стоимостном объеме выручки ритейлеров снизился до 1,3% в 2024 году, что выше показателя 2019 года всего на 0,2 п.п.

Средние цены на продукты питания в России за последние 6 лет выросли в 2,2 раза. Больше всего цены росли в таких сегментах, как кондитерские изделия и закуски, хлеб и зерновые продукты, полуфабрикаты, мясо, масла и жиры – которые выросли в 2,3 раза с 2019 года.

Таблица 2 – Средние цены на продукты питания в России, в руб. за кг

Таблица 2 – Средние цены на продукты питания в России

Закажите расширенное исследование

    Схожие проекты

    Комментарии наших экспертов в СМИ