Рынок продуктов питания в России переживает сдержанный рост из-за различных факторов, таких как изменение предпочтений потребителей, экономические условия и государственная политика. Рынок делится на такие сегменты, как: молочные продукты, мясо, фрукты и полуфабрикаты, каждый из которых сталкивается со специфическими для своей отрасли проблемами и возможностями. Растущий спрос на здоровое питание и удобство онлайн-покупок стимулируют рост рынка. Однако такие факторы, как рост затрат и сбои в цепочке поставок, связанные с санкционными ограничениями, влияют на общие темпы динамики рынка.
За последние 6 лет физический объем потребления продуктов питания снизился на 13,5%, а среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила -2,9%.

Рисунок 1 – Объем рынка продуктов питания (потребление), в млрд кг
Источник: Statista
Динамика потребления продуктов питания относительно предыдущего года была отрицательной практически весь период наблюдения, кроме последних двух лет. Самое ощутимое падение объемов потребления продуктов питания в России наблюдалось в 2020 году (-6,4%) и в 2024 году (-6,3%).

Рисунок 2 – Динамика потребления продуктов питания (Y/Y), в %
Источник: Statista
В расчете на душу населения страны потребление продуктов питания за последние шесть лет снизилось на 12,4%% с 447,6 кг/чел. в 2019 году до 391 в 2024 году. Среднегодовое снижение подушевого потребления продуктов питания в России (CAGR 2019-2024) составило -2,6%.
Показатели физического объема потребления продуктов питания в России за 6 лет больше всего снизились в таких сегментах, как корм для домашних животных (-28%), хлеб и зерновые продукты (-27,7%), масла и жиры (-22,6%). Потребление детского питания выросло на 32,4%.
Таблица 1 – Показатели потребления продуктов питания в России – физический объем
В России наблюдается заметный рост спроса на местные и органические продукты питания, что обусловлено растущим пониманием преимуществ устойчивого и здорового питания. Эта тенденция особенно заметна среди молодого поколения, которое больше заботится о своем здоровье и окружающей среде. Отчасти именно поэтому наибольший объем потребления в 2024 году приходился на овощи (28,5% в структуре потребления продуктов питания, выраженного в килограммах), а доля потребления овощей в структуре потребления продуктов питания в 2024 году увеличилась на 1,6 п.п в сравнении с 2019 годом (26,9%).
В 2024 году стоимостной объем рынка продуктов питания составлял 27,3 трлн. руб. С 2019 года стоимостной объем рынка продуктов питания увеличился на 94,1%, а среднегодовая динамика показателя (CAGR 2019-2024) составила +14,2%.

Рисунок 6 – Объем рынка продуктов питания (потребление), в млрд рублей
Источник: Statista
Всего за период наблюдения цены на продукты питания увеличились в 2,2 раза: со 186,2 рублей за килограмм в 2019 году. Среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила 17,6%.

Рис. 7 - Средние цены на продукты питания, в руб./кг
Источник: Statista
Канал интернет-продаж продуктов питания в России является наиболее стабильно растущим, несмотря на некоторые особенности и вызовы, связанные с географическими размерами страны, инфраструктурой и культурными предпочтениями населения.
Больше всего на долю интернет-продаж продуктов питания приходилось во время пандемии – 1,9% оборота ритейлеров в 2020 году и 2,1% в 2021 году. После пандемии вес онлайн продаж в стоимостном объеме выручки ритейлеров снизился до 1,3% в 2024 году, что выше показателя 2019 года всего на 0,2 п.п.

Рис. 8 - Доля каналов продаж продуктов питания, в % от оборота.
Источник: Statista
Средние цены на продукты питания в России за последние 6 лет выросли в 2,2 раза. Больше всего цены росли в таких сегментах, как кондитерские изделия и закуски, хлеб и зерновые продукты, полуфабрикаты, мясо, масла и жиры – которые выросли в 2,3 раза с 2019 года.
Таблица 2 – Средние цены на продукты питания в России, в руб. за кг
Новости
О нас в СМИ
Закажите расширенное исследование
Схожие проекты
Российский рынок средств пищевой диагностики переживает значительные изменения. После устойчивого роста в 2018–2022 гг. рынок столкнулся с сокращением из-за...
Российский рынок средств пищевой диагностики переживает значительные изменения. После устойчивого роста в 2018–2022 гг. рынок столкнулся с сокращением из-за...
Рынок снеков, который также называют рынком закусок, является одним из наиболее динамично развивающихся направлений пищевой промышленности.
Комментарии наших экспертов в СМИ
Стремительный рост внутреннего туризма на фоне дефицита мест размещения привлекают внимание инвесторов к деревянному домостроению Внутренний туризм в РФ...
Аналитик Центра экономики рынков Руслан Сабиров комментирует Сберу, что среднестатистические индийские потребители проявляют готовность покупать подержанный автомобиль каждые 4—5...
По данным аналитиков Центра экономики рынков, посетители проводят в банных комплексах все больше времени (сегодня одно посещение занимает от...