Маркетинговое исследование

Рынок свежего мяса в России в 2024 году

Рынок мяса в России является одним из ключевых сегментов агропромышленного комплекса страны и играет важную роль как в обеспечении продовольственной безопасности, так и в экономике в целом.  За последние 6 лет, несмотря на рост производства, физический объем потребления свежего мяса снизился на 12,3%, а среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила -2,6%.

Стоит отметить, что объемы потребления мяса в нашей стране могут падать из-за роста экспорта продукции отечественных производителей

Экспортируют отечественные производители мясо и субпродукты в основном в Китай (60,7% всего экспорта мяса и субпродуктов в физическом выражении за первые 3 квартала 2024 года) и в Казахстан (21,5%), а импортируют из Бразилии (40% физического объема импорта мяса и субпродуктов за первые 3 квартала 2024 года), Китая (19,1%) и Аргентины (13,2%).

В тоже время, согласно данным WTO, растет не только экспорт, но и импорт мяса и мясной продукции в Россию из других стран. Так, за первые 3 квартала 2024 года физический объем мяса и субпродуктов, импортируемых в Россию, вырос относительно аналогичного периода 2023 года на 35%.

При этом, средневзвешенная стоимость импортируемого в Россию мяса и субпродуктов за первые 3 квартала 2024 года была ниже, чем стоимость экспорта на 11% — то есть, отечественные производители поставляют на экспорт более дорогую мясную продукцию, чем ввозится в нашу страну.

Наиболее выгодным для отечественных экспортеров направлением поставок является Китай: средневзвешенная стоимость экспорта мясной продукции (из расчета на кг в долларах США) выше, чем стоимость китайского импорта в 1,8 раз.

В целом, выше всего средневзвешенная стоимость одного килограмма экспортируемого из России мяса и субпродуктов – в поставках в Сербию и Китай (в два с лишним раза, чем средняя стоимость экспорта мясной продукции, например, в Казахстан).  А вот поставляют китайские экспортеры своей мясной продукции в Россию стоимостью в 1,8 раз дешевле, чем средневзвешенная стоимость, например, бразильской и парагвайской мясной продукции.

Динамика потребления свежего мяса относительно предыдущего года была отрицательной практически весь период наблюдения, кроме последних двух лет. Самое ощутимое падение объемов потребления свежего мяса в России наблюдалось в 2022 году (-8,5%).

 

В расчете на душу населения страны потребление свежего мяса за последние шесть лет снизилось на 11,2%% с 29,4 кг/чел. в 2019 году до 26,1 в 2024 году. Среднегодовое снижение подушевого потребления свежего мяса в России (CAGR 2019-2024) составило -2,4%.

Показатели физического объема потребления свежего мяса в России за 6 лет больше всего снизились в таких сегментах, как баранина и козлятина (-14,3%) и птица (-19,5%).

Таб. 1 – Показатели потребления продуктов питания в России – физический объем

Таблица 1 – Показатели потребления продуктов

В России самым популярным видом свежего мяса является птица —  2024 году на данный сегмент приходилось 37% физического объёма потребления, выраженного в килограммах, что меньше на 3 п.п в сравнении с 2019 годом (40%), а доля потребления свинины в структуре потребления продуктов питания в 2024 году увеличилась на 2 п.п в сравнении с 2019 годом (24%).

В 2024 году стоимостной объем рынка свежего мяса составлял 1 633 трлн. руб. С 2019 года стоимостной объем рынка свежего мяса увеличился на 96,8%, а среднегодовая динамика показателя (CAGR 2019-2024) составила +14,5%.

В последние годы производство мяса в России стабильно растет благодаря государственным программам поддержки сельского хозяйства.

Несмотря на снижение физических объемов потребления свежего мяса, производство продукции растет опережающими темпами: то есть снижение производит в первую очередь за счет сокращения импорта. Согласно данным Росстата, объемы отечественного производства свежего мяса в России с 2019 года ежегодно увеличиваются на 4,1%. За последние пять лет объемы производства продукции выросли на 17,6%: со 7,7 млн тонн в 2019 году до 9,1 млн тонн в 2023 году.

Цены на мясо зависят от множества факторов, включая себестоимость производства, логистику, сезонность и спрос.

Всего за период наблюдения цены на свежее мясо увеличились в 2,3 раза: со 379 рублей за килограмм в 2019 году. Среднегодовая динамика (CAGR 2019-2024) составила 17,5%.

Канал интернет-продаж свежего мяса в России является наиболее стабильно растущим, несмотря на некоторые особенности и вызовы, связанные с географическими размерами страны, инфраструктурой и культурными предпочтениями населения.

Больше всего на долю интернет-продаж свежего мяса приходилось во время пандемии – 1,2% оборота ритейлеров в 2020 году и 1,3% в 2021 году. После пандемии вес онлайн продаж в стоимостном объеме выручки ритейлеров снизился до 0,8% в 2024 году, что выше показателя 2019 года всего на 0,1 п.п.

Средние цены на свежее мясо в России за последние 6 лет выросли в 2,3 раза. Больше всего цены росли в таких сегментах, как баранина и козлятина, говядина и телятина в– которые выросли в 2,2 раза, а птица подорожала в 2,3 раза с 2019 года.

Таб. 2 – Средние цены на продукты питания в России, в руб. за кг

Таблица 2 – Средние цены на продукты питания

Закажите расширенное исследование

    Схожие проекты

    Комментарии наших экспертов в СМИ