Новости

Поставки минтая на внутренний рынок РФ выросли

За январь-апрель 2022 года объем поставок отечественной минтаевой продукции внутри страны превысил 167 тыс. т

По оценкам Ассоциации добытчиков минтая, за 4 месяца 2022 года объем поставок отечественной минтаевой продукции на российский рынок превысил 167 тыс. тонн. Рост поставок сопровождался снижением цен, что также открывает новые перспективы для импортозамещения на внутреннем рынке.

 «По предварительным данным, в текущем году российскими рыбодобывающими предприятиями на внутренний рынок было отгружено 167 тыс. тонн рыбопродукции из минтая, включая 130 тыс. тонн мороженого минтая и 28 тыс. тонн филе минтая», — рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

Он напомнил, что ранее емкость внутреннего рынка оценивалась в 125–130 тыс. тонн продукции в год, однако последние годы потребление минтая в России значительно выросло. Так, например, по данным АДМ, в 2021 году объем поставок минтаевой продукции всех видов на российский рынок превысил 250 тыс. тонн. По расчетам АДМ, по итогам 2021 года в пересчете на сырец потребление минтая выросло до 3,4 кг на человека — более 15% от «рыбной корзины. Это больше, чем в среднем в Евросоюзе или в США.

«Причин растущего спроса на минтай несколько, но одной из основных остается доступная цена, как на мороженый минтай, так и на филе. Если посмотреть динамику оптовых отпускных цен на мороженый минтай за последние несколько лет, то видно, что они не только не выросли, но даже снизились. 

Например, по сравнению с «допандемийным» 2019 годом, когда средняя цена минтая мороженого обезглавленного была 100–110 руб. за кг в порту Владивосток.  В 2020–2021 годах из-за пандемии и ограничений на экспорт в Китай отпускные цены на минтай в России вообще были на рекордно низком уровне – 65-75 руб. за кг. В марте текущего года был кратковременный «шоковый» всплеск цены, но ситуация быстро стабилизировалась, и по состоянию на начало мая цена снизилась до 90-95 руб. за кг. При этом доступность этого вида рыбы конечный потребитель ощущает не всегда. Потребительские цены слабо реагируют на снижение отпускных цен производителей, даже с учетом отложенного эффекта. Это связано не только с фиксированной наценкой каждого из звеньев товаропроводящей цепи (трейдеры, оптовики, переработка, ретейл), но и с ростом логистических затрат.

Для снижения стоимости транспортировки в июле прошлого года Правительство РФ приняло постановление о субсидировании перевозок минтая по железной дороге с Дальнего Востока. Но рыбаки не успели воспользоваться субсидией в полной мере, так как приём заявок начался только в середине октября. 

По оценкам АДМ, еще одним драйвером для наращивания поставок минтая на внутренний рынок может стать сокращение поставок импортной рыбопродукции.

«В 2021 году на российский рынок было импортировано более 26 тыс. тонн мороженого филе пангасиуса, тилапии, мерлузовых и 34 тыс. тонн мороженой белой рыбы. Потенциально эти объемы может заместить российский минтай, который часто не только более высокого качества, но конкурентоспособен по цене», — считает Алексей Буглак. У российских добытчиков минтая уже есть успешный кейс импортозамещения – сегодня поставки российской продукции практически полностью вытеснили импорт филе минтая из Китая, объем которого, например, в 2013 году, превышал 13 тыс. тонн. Минтай остается главным промысловым ресурсом России, его доля в национальном улове — 35%. По состоянию на 1 мая 2022 года российский вылов минтая достиг 932 тыс. тонн.

Источник: Ассоциация добытчиков минтая

Последние исследования