Промпроизводство в России ускоренно развивается, однако не все отрасли вносят одинаковый вклад в ВВП. В частности, легкая промышленность не в полной мере удовлетворяет спрос на некоторые виды товаров, зато парфюмерно-косметическая переживает бум. Что изменилось на рынке за два года?
В 2023 году в нашей стране было выпущено 128 млн пар обуви, подсчитал Росстат. Это на 14% больше, чем в 2019‑м (112 млн пар). Впрочем, показатели существенно различаются в зависимости от ассортимента, комментирует журналу Профиль аналитик Центра экономики рынков Ирина Светлова. Например, производство спецобуви выросло в 1,5 раза, а спортивной обуви – удвоилось. Заметно хуже обстоят дела с импортозамещением детской и кожаной обуви.
По итогам девяти месяцев 2024-го эксперты фиксируют ускорение роста производства обуви на 17% (год к году). Поддержку российским обувщикам оказали меры по защите внутреннего рынка от контрабанды и контрафакта. Четыре года назад была введена обязательная маркировка, что создало предпосылки для вывода отрасли из тени. Рынок обуви обеляется, процесс сопровождается подъемом производства, делают вывод аналитики Национального научного центра компетенций (ННЦК) в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. В первом полугодии 2024-го было произведено и промаркировано почти 104 млн пар обуви.
Сегодня на территории РФ работает свыше 2,3 тыс. обувных предприятий. Ведущие производства сосредоточены в Москве, Ростовской и Московской областях, Ставропольском крае, Дагестане. Однако зависимость от поставок из-за рубежа сохраняется на высоком уровне. Это говорит о том, что задачи импортозамещения пока не решены, признает Ирина Светлова.
«Основной поставщик кожаной обуви и обуви из кожзама – Китай. Объемы импорта растут. В частности, по кожаной обуви за последние полтора–два года отмечен рост на 73%. Бренды из КНР заполняют на нашем рынке вакуум, образовавшийся после ухода европейских компаний, – объясняет эксперт. – Например, импорт кожаной обуви из Италии, согласно статистике Всемирной торговой организации, к концу 2023 года сократился на 17%».
Однако благодаря импорту, на который приходится ориентироваться отечественным обувщикам, цены на сапоги, туфли и кроссовки растут умеренно. По данным ЕМИСС, мужские зимние сапоги или ботинки с верхом из натуральной кожи осенью 2024 года выросли в цене по сравнению с осенью 2019-го примерно на 30%, женские зимние кожаные сапоги подорожали на 16%, детская зимняя обувь – на 25%.
Подробнее: Профиль