СМИ

Независимая газета: Российская обувь прошагала мимо импортозамещения

Новая санкционная реальность создает окно возможностей для российской легкой промышленности. Чиновники Минпромторга уже нашли более тысячи отечественных брендов одежды и обуви. В лидерах по импортозамещению еще до санкций оказалось производство товаров для новорожденных (доля российского – 70%) и школьной формы – 40%. Но есть и проблемные сегменты. По данным Центра экономики рынков (ЦЭР), за последние пять лет доля отечественной обуви снизилась с 31 до 25%, так как «завозить из Китая было рентабельнее». Кроме того, в Союзлегпроме признали проблемы с сырьевой базой и сложности с импортозамещением оборудования.

У отечественной легкой промышленности сейчас открылось на внутреннем рынке дополнительное окно возможностей, рассказали «НГ» в Минпромторге. При этом, как подсчитали в ведомстве, в РФ уже есть более 1 тыс. собственных брендов одежды и обуви.

В ряде случаев импортозамещение было налажено еще до нового санкционного обострения. «По товарам для новорожденных и вовсе еще до санкций практически заместили иностранных производителей: 70% рынка в этом сегменте – российские. Кроме того, 40% школьной формы – также отечественное производство», – сообщили в ведомстве Дениса Мантурова.

В секторе спортивной одежды и одежды для активного отдыха отечественные производители давно обгоняют признанные мировые бренды по качеству разработок и применения новейших технологий, отметили в министерстве.

Далеко не все подотрасли легпрома могут похвалиться успехами импортозамещения. Как сообщила «НГ» аналитик Центра экономики рынков Екатерина Павлова, с 2014 года объемы импорта обуви в РФ только растут, всего с 2014-го поставки импортной обуви увеличились примерно на 20%.

«Динамика импортозамещения обуви за последние пять лет отрицательная, несмотря на существующие меры поддержки отечественного производства, – продолжила эксперт. – Если в 2017-м доля отечественной обуви на российском обувном рынке составляла 31%, то в 2021-м она уменьшилась до 25%».

По крайней мере до недавнего времени «завозить обувь из Китая было рентабельнее, чем организовывать собственное производство», пояснила Павлова. По ее словам, «даже в сегменте спецобуви, где ключевые заказчики – государственные и окологосударственные структуры и где действуют ограничения по закупке импортной продукции, есть поставщики, которые закупают спецобувь в Китае и реализуют ее на российском рынке под собственным брендом».

В целом же, по данным ЦЭР, «более половины стоимости импортируемой обуви поставляется в Россию из Китая, еще около четверти – из Вьетнама, Белоруссии, Индонезии и Турции».

Кстати, такой список стран означает, что если санкционные сбои и возникнут, то лишь сегментарно. Например, как сообщила Павлова, 9% от всего импорта обуви в РФ – это итальянские изделия, однако в категории обуви из натуральной кожи на итальянских поставщиков приходится уже около 20%.

Риски для поставок отдельных комплектующих и материалов, необходимых при производстве обуви, пока тоже оцениваются как низкие. «Так, ключевая страна – поставщик кожи для обуви – Индия. Ключевой поставщик стальных стелек и металлоподносков, используемых при производстве спецобуви, – Китай», – сообщила Павлова.

В Минпромторге пояснили, что производители обуви используют как отечественное сырье, так и зарубежное, и ведомство сейчас не наблюдает запросов о резкой нехватке сырья и фурнитуры для обуви. При этом коллекции на предстоящий сезон осень-зима у большинства производителей уже готовы, а ряд компаний презентовали коллекцию и на сезон весна-лето 2023 года, уточнили в министерстве.

В итоге, несмотря на пробуксовку с импортозамещением обуви в предыдущие годы, теперь у отрасли появляется повод перейти к завоеванию рынка. «Если говорить о том, что ждет отечественных производителей в связи с введенными санкциями, то уже сейчас можно диагностировать, что объемы производства обуви за февраль-июнь 2022-го увеличились на 8% относительно аналогичного периода 2021-го, – обратила внимание Павлова. – Это даже несмотря на то, что 2021 год был «восстановительным» после локдаунов и остановок производств во время пандемии».

Однако для развития обувной промышленности, по мнению эксперта, необходимо предпринимать дополнительные меры, особенно в части оказания поддержки по открытию новых производств.

Подробнее: Независимая газета

Последние исследования